Китайская КошЬ (china_cat) wrote,
Китайская КошЬ
china_cat

  • Mood:
  • Music:

Критика миниатюры "Юйцзяшань" на конкурсе короткого рассказа сайта Литкон

20 ноября 2002 г
Борис Ковальский

"Юйцзяшань" написан как палимпсест. Впрочем, тут нет никакой постмодернистской игры в угадайку, и предыдущая "рукопись" (точнее, пейзаж) вовсе не стерта до неузнаваемости. Два плана композиции (которые условно можно определить как "прошлое" и "настоящее") существуют на равных. Сосуществуют в пространстве миниатюры, попеременно выступая вперед или удаляясь почти до полной невидимости. Все зависит от точки зрения автора.
Сосуществование двух планов подчеркивается не только временами глаголов, но и самим составом композиции. Вот "прошлый" ("традиционный") пейзаж: "легкие запятые рыбачьих лодок, чей ход повторял ход чуть угадываюшихся темными пятнами в глубине воды рыбьих косяков". А вот пейзаж сегодняшний: "красное марево в полнеба поднимается над тайваньским отелем за Уцзявань".
При этом привычная для европейца линейная перспектива отсутствует. Здесь нету четко прочерченной линии горизонта и - главное - нет знакомой всем, кто учился рисовать, "точки схода". Ни в чисто композиционном, ни в философском значении. Нет цели, удаленной вперед (в будущее). Нет конца света, точки, от которой (и к которой) можно вести отсчет. А потому нет и никакой предзаданной оценочности. Нельзя сказать, что прошлое лучше настоящего, или наоборот. Старик Юй рассказывает, повествует, но не оценивает (и уж тем более, не занимается критикой происходящего). Мир меняется, но происходит это не ПОТОМУ ЧТО, не ДЛЯ ЧТОГО, ЧТОБЫ, это - всего лишь свойство мира, изначальная данность. дальше
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments