КошЬ

Моему разделу в Самиздате 2 года! :-))

Вот здесь я написала кое-что о своих Самиздатовских френдах http://zhurnal.lib.ru/e/eudnowa_irina_wiktorowna/friends_of.shtml
пока только о тех, кто мне платит взаимностью - ведь их у меня много. Но в проекте сказать несколько привественных слов обо всех тех, чьи новинки отслеживаю.
А вот здесь http://music.lib.ru/c/chudnowa_i_w/
лежат звуковые файлы моих стихов в авторском чтении.

Настроение - праздничное! Чего и вам желаю.
Привет!
Привет! Прочитал твое "О френдах". Спасибо за теплые слова. Рад снова встрече.
Re: Привет!
Гы!
:-))))))))
Пошла добавлять тебя во френды, благо, здесь это технически куда проще, чем в сях :))
Коха.
Ирочка, здравствуйте!!!

Мне ночью удалось прослушать Ваши записи...

Мне понравилось, как Вы держите тембр голоса. Да и сам факт пополнения в Сетке чтецкой фонотеки заслуживает поощрения, как мне сдается.

Более детально судить не возьмусь пока что, хотя прослушивал по нескольку раз. И что обсуждать? Стихотворения? - их можно оценить и по тексту.
Если Вы заметили на Сайленсе, у меня нет записей своих стихов, хотя я чтец с весьма солидным стажем, пусть только в самодеятельности.
Вот что-то мешает мне декламировать собственные стихи. Может оттого, что не могу взглянуть на них со стороны, как бы извне. А, возможно, просто еще не услышал.
Ведь если говорить о классиках, то там записи, до которых я созревал подчас годами...
Кстати, именно потому, что я из провинциальной самодеятельности, я не рискну анализировать Ваше чтение. Я только изредка слышл, как читают профессиональные актеры, понимаю, что у меня подход к этому делу дилетантский, но работаю с профессиональным режиссером, который поддерживает именно такую, как у меня манеру чтения.
А, потом, запись в домашних условиях - это совсем не то, что перед аудиторией, даже мизерной. Там есть возможность широкого звука, здесь приходится сдерживать шолос - соседей равпугаешь, особенно - ночью. А ночью - меньше посторонних щумов, микрофон, даже простенький, все ловит.

Ну, и наконец, вопросы технические.
Нужно поработать с звукозаписывающей программой, чтобы найти оптимальные для себя режимы записи.
А, кроме того, неблагодарное это занятие, быть одновременно и оператором записи, и чтецом.

И вот, принимая во внимание свои представления о сложностях, сопровождающих процесс; с тем, что в собственных записях я постоянно нахожу массу огрехов, и только осознание недостижимости совершенства сподвигло меня таки выставить, что уже начитано - после всего этого я признаюсь Вам, что Ваша работа стоит внимания, ознакомления.

Так что - удач и в дальнейшем.


Вова из Пскова
Ирина, здравствуйте!!!

Я уже подумал, что Вам просто не понравился мой отзыв, и поэтому Вы не реагируете...

Спасибо и за оценку. Вы - дипломат :)

Ирочка! лишь парочка уточнений.
Первое, если будете продолжать начитывать, прежде всего постарайтесь подобрать более качественную программу.
Я не программист, и вопросы настроек программ, как правило на английском, да плюс невладение специальной терминологией, - все это для меня сложно; пришлось довольствоваться программой среднего класса, Sound Forge (Sonic Foundry Sound Forge v5.0), и немножко схитрить - я использовал коротенький файл из приложений, демонстрирующий возможности записи именно разговорной речи, и уже плясал от его настроек с незначительными отклонениями, ну там стерео вместо моно и чуточку в сторону с несущей частотой (даже не знаю, правильно ли применяю термин). Дело в том, что более качественно запись получается на более высокой частоте. Но при использовании частоты, как в образце - запись получается "квакающей" - из-за микрофона ли или из-за параметров моей звуковой карты, а, возможно - и то, и другое, но, как я понимаю, на "дорожке" у меня возникали пульсации частоты, биения. Поэтому пришлось снизить частоту на две "ступеньки" (из предлагаемого спектра). Да немножко уже в собственных настройках звуковой карты для каждой записи подправляю чувствительность записи и громкость воспроизведения, чтобы получилась оптимальная, на мой вкус насыщенность звука в записи (это чисто личностная ассоциация при прослушивании). Программа позволяет видеть дорожку в графическом режиме, как колебательный процесс во времени, так вот, стараюсь, чтобы амплитуды на графике не обрезались в моменты большей громкости, и чтобы средняя амплитуда была несколько ниже границы, выше которой ее "срезает", но не слишком низкой. Самое сложное - это умение управлять голосом так, чтобы разброс значений амплитуд был не очень большим. Читать на одном уровне - запись может приобрести как бы монотонный вид, это, на мой взгляд - не прибавляет ей достоинств, хотя если сам текст ставит такую задачу, если именно монотонность соответствует образу, почему бы и нет. И это один из самых ответственных моментов. Порой стихотворение уже давно в репертуаре, и все может быть как бы на автопилоте, ан нет, неровно звучишь перед микрофоном, не на той чувствительности его оставил - звук не тот. И потом, как я еще раз отмечу - студийный (даже в домашних условиях) звук идет иначе, чем на аудиторию. И в итоге до десятка и более дублей записи, пока возникнет что-то удовлетворительное, с чем, наконец, соглашаешься.
Какую программу посоветовать Вам? Я наслышан, что для домашней студии хороша и не слишком сложна Steinberg WaveLab. Но сам ее не пробовал. Пока не пробовал :)

продолжение
Второй момент касающийся управления звуком при чтении - это тон звучания. Конечно, декламация - не пение, здесь нет так значима колоратура звука и диапазон голоса. Но, опять же - если не применять разный тон - монотонность.

Ритмический рисунок.
Здесь у Вас все в порядке, тем более, что читаете свое. Просто замечу, что те, кто пытается Вам возражать после знакомства с текстом - у них, всего вероятнее, еще не достаточно наработан внутренний слух. Ведь ритмику стихотворению придают не только метрика, чередование ударных и безударных слогов. Есть еще, скажем, цезура. Классический размер, еще от Гомера (типа гекзаметра), требовал строгой расстановки цезур только в определенных местах. Я в метрике не силен, и терминологией не владею, но уже ближе к нашему времени, здесь присутствует бОльшая свобода. И размеров большее разнообразие. Что-то там с силабикой, тоникой, силабо-тоникой. Требуется, например, не строгое соблюдение равенства стоп в рифмующихся строчках, а только равенство количества ударных слогов, количество безударных, равно как и алгоритм их чередования с ударными, допускается менять. Иногда желательно, чтобы в рифмующихся строках рисунок чередования ударных и безударных сохранялся, тогда как классическая метрика требует единства размера (ямб, хорей, амфибрахий) для всего текста.
Вобщем, именно чтение может доказать, что метрика текста соответствует требованиям стихосложения, тому, кто "не слышит" этого сам. А с другой стороны, как раз постоянные упражнения в декламации позволяют наработать этот внутренний слух.
И вообще, декламация воспитывает поэта. Стих ведь создается именно для звучания. Это его главное отличие от прозы. Я как-то читал, что Гарсиа Лорка долго не хотел отдавать свои сочинения в печать, именно потому, что опасался, что потеряв звук, его стихи как бы поблекнут. Так ведь именно потому, что создавались они для звука, они так прекрасны и неожиданны, и самобытны. Вспомним Пушкина
Высокой страсти не имея
Для ЗВУКОВ жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как с ним не бились, отличить.

Или еще у него же, в «…Зима, что делать нам в деревне…»
Беру перо, сижу, насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко ЗВУКУ ЗВУК не йдет. Теряю все права
Над рифмой, над моей прислужницею странной…

Ирочка. Читать и начитывать и себя, и других – надо. Хотя бы только для себя. Чтоб самой слушать и слышать, открывая всякий раз что-то новое. Мой режиссер за такие слова меня бы прибил. Он не позволяет чтецу слушать себя. Для этого как раз есть режиссер. Он, режиссер, и видит, и слышит тебя со стороны, как потом видит и слышит зритель. И он помогает тебе создать тот единый образ, который потом выйдет к зрителю, который вписывается в концепцию всего выступления, вкупе с другими исполнителями. А если исполнитель (актер) слушает в процессе сам себя, не видя себя со стороны, – он формирует искаженный образ. Но так то – актер. И когда для сцены. Студийная запись живет именно наедине со слушающим, и не предполагает видеоряда (а если видеозапись – так это уже другое искусство, и задачи перед работой – иные).
Что до того, чтобы начитывать именно других - так это воспитание своего вкуса. Постижение опыта других. Все ведь раскрывается в сравнении.

Вот такие соображения.

Удач Вам, успехов. Не бросайте это дело и не торопитесь получать значимую отдачу. Дело это кропотливое. Но Вам сие не внове. Вы умеете ждать. Ведь вы же в своем интервью отметили, что и стихи у Вас зреют не сразу. Понемногу, в свое удовольствие - впереди еще жизнь. Результаты будут обязательно.


Ваш Вова из Пскова.